Комментарии к закону "О туризме" | Туристическая фирма "Грандтур" - Весь мир как на ладони! Отдых - лучший, экскурсии - супер!
 

Комментарии к закону "О туризме"

    

Вопрос: Как изменится порядок экскурсионного обслуживания в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О туризме“ (далее – Закон)?

 

Ответ:  Необходимо отметить,  что Закон (вступает в силу с 6 октября 2010 года) четко разграничивает понятие “турист” и “экскурсант”.  Турист – физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период более 24 часов или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. Экскурсант - физическое лицо, совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания. Таким образом, эти понятия разграничены на основании временного фактора.

 

Под экскурсией понимается туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом  проведения экскурсий.

 

Экскурсионное обслуживание  - деятельность субъектов туристической деятельности, а также иных юридических лиц, физических лиц,  в том числе индивидуальных предпринимателей, по подготовке, организации и проведению экскурсий.

 

Экскурсионное обслуживание осуществляется на основании:

  • договора оказания туристических услуг, когда оно является частью комплекса (комплексом) туристических услуг, оказываемых во время совершения туристического путешествия или в связи с ним;
  • договора оказания экскурсионных услуг, когда оно осуществляется посредством оказания только услуг экскурсоводов, гидов-переводчиков, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий, в том числе с использованием транспортных.
  

Таким образом, если экскурсанту оказывают услуги экскурсовода (гида-переводчика) с использованием транспорта (экскурсия на автобусе), то с ним заключается договор оказания экскурсионных услуг. Кроме того, Законом определено, что договор оказания экскурсионных услуг считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи экскурсанту квитанции, если иное не определено договором оказания экскурсионных услуг. Форма бланка квитанции утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

 

Вопрос: Как изменится статус туроператора и турагента в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О туризме“ (далее – Закон)?

  

Ответ: Как и ранее правом осуществлять турагентскую деятельность обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели, а туроператорскую деятельность – только юридические лица.

 

В связи с тем, что деятельность субъектов туристической деятельности не сводятся только к формированию и реализации туров,   оказанию косультационно-информационных услуг, Закон наделил субъектов туристической деятельности правом на продвижение туров и правом на оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

 

Таким образом, туропретароская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению и реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией путешествия. Турагентская деятельность – предпринимательская деятельность  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

 

При этом формирование тура включает в себя составление программы туристического путешествия и формирование комплекса туристических услуг, позволяющих совершить туристическое путешествие. К формированию тура также относится приобретение права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом Республики Беларусь.

 

Продвижение тура представляет собой комплекс мер, направленных на формирование спроса на туристические услуги, в том числе посредством рекламы, участия в специализированных выставках, ярмарках, создание интернет-порталов, издания каталогов, буклетов.

 

Реализация тура субъекту туристической деятельности осуществляется на основании договора комиссии или иных договоров, не запрещенных законодательством. Реализация тура участнику (участникам) туристической деятельности осуществляется на основании договора оказания туристических услуг (Типовая форма договора оказания туристических услуг утверждается Советом Министров Республики Беларусь).

 

При этом также следует учитывать, что турагенты вправе реализовывать только  туры, сформированные резидентами Республики Беларусь, и только участника туристической деятельности. Туроператоры вправе реализовывать туры, в том числе сформированные и нерезидентами Республики Беларусь, как участникам туристической деятельности, так и субъектам туристической деятельности.

 

Кроме того, субъекты туристической деятельности вправе оказывать отдельные  услуги, связанные с организацией туристического путешествия. Например, услуги по бронированию мест в гостиницах, услуги визовой поддержки, иные услуги, связанные с организацией туристического путешествия.

  

Вопрос: У туристической компании действие лицензии на право осуществления туристической деятельности  заканчивается 29 октября 2010 года. Необходимо ли ей продлевать  действие лицензии в соответствии с  Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. “О лицензировании отдельных  видов деятельности” (далее –Указ)?

 

Ответ: Указ был принят в целях дебюрократизации деятельности государственных органов, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в стране, а также упрощения процедур лицензирования отдельных видов деятельности. Туристическая деятельность исключена из числа видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, то есть с 1 января2011 г. туристическая деятельность не лицензируется.

 

Что касается продления действия лицензии, то в соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2 Указа юридические лица и  индивидуальные предприниматели вправе не продлевать в период со дня официального опубликования настоящего Указа до его вступления в силу срок действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности либо специальных разрешений (лицензий), включающих только те составляющие виды деятельности работы и (или) услуги, лицензирование которых отменяется в соответствии  Указом.

 

Официально опубликован Указ был 8 сентября2010 г. Таким образом, туристическая компания вправе не продлевать срок действия лицензии.

 

Кроме того, Указом установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 1 марта2011 г. сдать в лицензирующие органы оригиналы (дубликаты) специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, не подлежащих лицензированию с 1 января2011г.

  

Вопрос:  Для какой категории граждан существуют ограничения в праве на выезд из Республики Беларусь? Каковы особенности выезда из Республики Беларусь несовершеннолетних?

 

Ответ: В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее – Закон) выезд за границу гражданину Республики Беларусь может быть временно ограничен в следующих случаях:

  1. если он владеет сведениями, составляющими государственную тайну, - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду (Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля2004 г. № 186);
  2. если против него возбуждено уголовное дело - до окончания производства по делу;
  3. если он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;
  4. если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;
  5. если к нему предъявлен гражданский иск в суде - до окончания производства по делу;
  6. если он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов;
  7. если он приписан к призывному участку и подлежит призыву в назначенное время на действительную срочную военную службу - до прохождения срочной военной службы или до освобождения от нее в соответствии с законом.

 

Временное ограничение права на выезд за границу может быть обжаловано гражданином в вышестоящий государственный орган, уполномоченный рассматривать заявления и жалобы граждан о выезде за границу, или в суд (временные ограничения на выезд за границу, предусмотренные пунктами 2 и 3 – обжалованию не подлежат).

 

В соответствии со статьей  9 Закона граждане Республики Беларусь, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут выезжать из Республики Беларусь с письменного согласия законных представителей или в их сопровождении. При отсутствии письменного согласия одного из законных представителей выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего может быть разрешен на основании решения суда.

 

Кроме того, выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего для лечения, оздоровления или консультации по этим вопросам может быть осуществлен с письменного согласия одного из законных представителей или в его сопровождении.

 

Подлинность подписей законных представителей на документе о согласии на выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего должна быть удостоверена органом (лицом), имеющим право совершения нотариальных действий, или уполномоченным должностным лицом соответствующей паспортно-визовой службы, или руководителем (его заместителем) организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, по месту жительства законных представителей.

 

Вопрос: В связи с вступлением в силу 6 октября 2010 г. Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон  Республики Беларусь“О туризме” (далее – Закон) возможно ли будет заключить предварительный договор оказания туристических услуг?

 

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. В силу требований пункта 2 статьи 399 ГК предварительный договор заключается в форме, установленной законодательством для основного договора. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

 

В соответствии с Законом по договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. В соответствии со статьей 402 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с Законом существенными условиями договора оказания туристических услуг являются:

  • стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;
  • сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;
  • сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;
  • программу туристического путешествия;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);
  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 

Законом также определена и форма договора оказания туристических услуг. Договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме. Типовая форма договора оказания туристических услуг утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Таким образом, после вступления Закона в силу предварительный договор оказания туристических услуг заключить возможно, но только при условии соблюдения требований законодательства к его форме и наличия в нем всех существенных условий договора, определенных законодательством, так как в силу пункта 2 статьи 399 ГК несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

 

Вопрос: Как изменится  понятие ”тура“ в связи с вступлением в силу 6 октября2010 г.  Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О туризме” (далее – Закон)?

 

Ответ: Прежде всего, необходимо отметить, что на основании  Директивы Совета Европейского экономического сообщества от 13 июня1990 г. № 90/314/ЕЕС “О путешествиях, отпусках и поездках” (Люксембург)   Закон конкретизирует концептуальный термин Закона Республики Беларусь “О туризме ”- термин  “тур”.  

 

В соответствии с Законом тур - сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие.

 

Таким образом, тур включает в себя не менее двух услуг. В тур в обязательном порядке должны быть включены услуги по перевозке или размещению.

  

То есть тур – это комплекс, состоящий из следующих услуг:

  • услуги по перевозке + услуги по размещению;
  • услуги по перевозке + иная туристическая услуга;
  • услуги по перевозке + иные туристические услуги;
  • услуги по размещению + иная туристическая услуга;
  • услуги по размещению + иные туристические услуги;
  • услуги по перевозке + услуги по размещению + иная  туристическая услуга;
  • услуги по перевозке + услуги по размещению + иные туристические услуги.

  

При этом туристические услуги  - услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта.

 

Кроме того, в соответствии со статьей  16 Закона Республики Беларусь ”О туризме“ реализация тура участнику (участникам) туристической деятельности осуществляется на основании договора оказания туристических услуг. Вместе с тем, Законом определено, что экскурсионное обслуживание, когда оно осуществляется посредством оказания только услуг экскурсоводов, гидов-переводчиков, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий, в том числе с использованием транспортных средств (то есть услуга экскурсовода (гида-переводчика + услуга перевозки) осуществляется на основании договора оказания экскурсионных услуг.

 

Главный юрисконсульт Минспорта РБ

Легков М.А.

 

Комментарии главного юристконсульта Минспорта к закону "О туризме"

Комментарий к Закону Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О туризме“ 

Инструкция по правилам безопасного поведения

Памятка для лиц, пересекающих границу Республики Беларусь

Типовые правила предоставления туристических услуг

Словарь туристических терминов

Справочник туриста

 

Неопределенный
 TUT.BY WOlist.ru -   Rating All.BY   TIGA.BY,    , , ,    Svich.Com .:
,   - bynet.it-belarus.net